Уржумский район
официальный сайт

05.12.2018

9 декабря 2018 года отмечается Международный день борьбы с коррупцией, утвержденный Генеральной Ассамблеей ООН

9 декабря 2018 года отмечается Международный день борьбы с коррупцией, утвержденный Генеральной Ассамблеей ООН

Воспринимая коррупцию как системное явление, государство создает и реализует комплексные меры по ее противодействию. С 2008 года образован совет при Президенте по противодействию коррупции, разработаны и утверждены Национальный план по противодействию коррупции, пакет антикоррупционных законов, ряд указов Президента, расширяющих контроль над деятельностью государственных и муниципальных служащих, руководителей государственных корпораций. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установил принципы и основы борьбы с коррупцией.

Коррупцией считается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, имущества или услуг имущественного характера.

Как ни активна роль прокуратуры в принятии мер по противодействию коррупции, она не сможет обойтись без помощи граждан. В обществе всегда есть люди, которые уважительно относятся к закону и действующему правопорядку, избегают коррупции и стремятся соблюдать все предписанные нормы закона.

К сожалению, для большинства дача взяток для решения бытовых вопросов не противоречит мировоззрению и нравственным ограничениям.

Коррупция - это преступление, которое влечет уголовную ответственность! Кроме того, законодательством предусмотрены экономические меры наказания в виде крупных штрафов.

К коррупционным деяниям относятся следующие преступления: злоупотребление служебным положением (статьи 285 и 286 Уголовного кодекса Российской Федерации, далее - УК РФ), дача взятки (статья 291 УК РФ), получение взятки (статья 290 УК РФ), злоупотребление полномочиями (статья 201 УК РФ), коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ), а также иные деяния, попадающие под понятие «коррупция», указанное выше.

Уголовным кодексом Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок до 12 лет как за получение взятки, так и за дачу взятки.

В коррупционном процессе всегда участвуют две стороны: взяткодатель и взяткополучатель.

Взяткополучателем может быть должностное лицо, сотрудник частной фирмы, государственный и муниципальный служащий, который "продает" свои полномочия заинтересованным людям. От него могут ожидать исполнения, а также неисполнения его обязанностей, передачи информации и т.д. При этом он может выполнять требования самостоятельно либо способствовать выполнению требования другими лицами, используя свое положение, влияние и власть.

Человек, дающий или берущий взятку, получает сиюминутную выгоду. Как правило, взяткодатель или взяткополучатель не думает о том, какими последствиями для него самого это может обернуться. Рано или поздно встанет вопрос о законности совершенных действий, легальности полученного дохода, диплома об образовании и прочего. Тогда все результаты быстро решенной проблемы в лучшем случае исчезнут как мираж, а скорее обернутся гораздо более серьезными проблемами. Решение своей проблемы в обход закона или существующего порядка - создание бессрочного риска потерять все приобретенные блага при выяснении оснований возникновения прав на них в будущем.

Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место:

а) вымогательство взятки со стороны должностного лица;
б) если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки.

Коррупция: злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

Взяткой могут быть:

Предметы - деньги, в том числе валюта, банковские чеки и ценные бумаги, изделия из драгоценных металлов и камней, автомашины, квартиры, дачи и загородные дома, продукты питания, бытовая техника и приборы, другие товары, земельные участки и другая недвижимость.

Услуги и выгоды - лечение, ремонтные и строительные работы, санаторные и туристические путевки, поездки за границу, оплата развлечений и других расходов безвозмездно или по заниженной стоимости

Подкуп - взятка лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческих и некоммерческих предприятиях и организациях — директору, заместителю директора коммерческой фирмы или государственного унитарного предприятия, председателю и члену совета директоров акционерного общества, главе кооператива, руководителю общественного или религиозного объединения, фонда, некоммерческого партнерства, лидеру и руководящему функционеру политической партии и т. д.

На сегодняшний день руководством страны принимаются беспрецедентные меры по формированию и совершенствованию системы профилактики и борьбы с коррупционными проявлениями, которые достаточно положительно оцениваются на международном уровне.

Если мы откроем Конвенцию ООН против коррупции, принятой в Нью-Йорке 9 декабря 2003 года, то, в ней отмечено, что государства-участники убеждены в том, что коррупция это не локальная проблема, а превратилась в транснациональное явление, которое затрагивает общество и экономику всех стран.

Мировым сообществом признано, что на современном этапе развития цивилизации коррупция пронизывает все сферы жизни любой страны, независимо от уровня демократии и социального благополучия.

Очевидно, что коррупция явление отнюдь не новое в жизни общества, оно имеет многовековую историю. Еще Кодекс Хаммурапи (Вавилон, 2200 г. до н.э.) и Эдикт Нармаба (Египет, 1200 г. до н.э.) признавали взяточничество (мздоимство) общественно опасным деянием и предписывали за него самые суровые меры наказания. Вся история существования Российского государства отмечена попытками в различных формах противодействовать этому негативному явлению.

Это, конечно, не говорит о том, что с коррупцией бороться бессмысленно и следует смириться со сложившимся положением, а, напротив, настраивает нас на организацию четкой системы противодействия данным правонарушениям, формирование комплексного подхода к предупреждению, выявлению, пресечению всех проявлений коррупции.

Само по себе противодействие коррупции состоит из реализации системы мер пор профилактике и предупреждению коррупционных проявлений, а также мер по выявлению и пресечению коррупционных правонарушений, привлечению виновных к ответственности.

Сотрудники правоохранительных органов принимают серьезные усилия к выявлению и пресечению коррупционных правонарушений. Однако качественный сдвиг в противодействии такому сложному социальному явлению невозможен без поддержки общества.

        Одной из главных причин недостаточной результативности работы правоохранительных органов является острый дефицит информации о коррупционных проявлениях. И с этой проблемой мы одни, без поддержки общества, конечно, не справимся.

        Несмотря на имеющиеся широкие возможности сообщения о фактах коррупции в правоохранительные органы и органы прокуратуры, в том числе по телефону и с использованием сети Интернет, таких сведений практически не поступает.

        Мы широко практикуем опросы участников процедур размещения заказов, торгов по продаже государственного и муниципального имущества, сдаче его в аренду. Но откровенность людей, с которыми мы, таким образом, общаемся, иногда вызывает сомнения. На сегодняшний день мы имеем парадоксальную ситуацию, когда на каждом углу все кричат о разгуле коррупции, а при непосредственных, индивидуальных беседах с гражданами, предпринимателями информации о коррупционных нарушениях не поступает.

        Причин этого на наш взгляд несколько. Это, конечно, заинтересованность обеих сторон коррупционных сделок в их сокрытии, нежелание сообщать даже о фактах вымогательства взяток из опасения неблагоприятных последствий. Но главная причина в другом - низкий уровень доверия населения правоохранительной системе и опасение неблагоприятных последствий со стороны должностных лиц государственных и муниципальных органов.

        Очень важной представляется работа по преодолению укоренившегося в общественном сознании представления о том, что решать возникающие вопросы проще не законным путем, а посредством подкупа должностных лиц, представляется для нас исключительно важной. До тех пор, пока граждане не перестанут считать зазорным сообщать в правоохранительные органы о фактах коррупции, вымогательства взяток, мы не сможем оценить уровень коррумпированности и реализовать адекватные ответные меры.

Прокуратура Уржумского района Кировской области (Ю.В. Антонов)




© 2011 - 2018 Органы местного самоуправления Уржумского района и входящих в него поселений