Контрольно-счетная комиссия Уржумского района
официальный сайт

28.03.2014

Доклад КСК по отчету за 2013 год

Уважаемые депутаты, уважаемый Виктор Васильевич!

Ежегодно, на основании количественных и качественных показателей работы контрольно-счетных органов муниципальных образований Кировской области создается их рейтинг.

По результатам работы за 2013 год КСК Уржумского района заняла в этом рейтинге первое место.

Второе место - заняла КСК Кирово-Чепецкого городского округа.

Третье место - заняла КСК Кирово-Чепецкого муниципального района.

Первое место - это высокая оценка работы контрольного органа нашего муниципального района.

Однако, у каждой медали есть и другая сторона.

Если судить по этому рейтингу, то у нас одно из самых низких в области качество муниципального управления.

Вот уже восемь лет я вам докладываю о многочисленных нарушениях в финансово-бюджетной сфере. Однако системных мер, которые бы минимизированы эти нарушения, до сих пор не разработано.

В то же время, какая-то часть сложившейся у нас практики муниципального управления не эффективна, дает отрицательные результаты, но никаких изменений не следует.

Например. Из года в год с убытками работает МУП «Уржумское ПАТП».

В 2012 году были получены убытки от организации пассажирских перевозок в сумме 7 миллионов 174 тыс.руб.

При этом на покрытие убытков МУП «Уржумское ПАТП» ежегодно выделяются денежные средства из бюджетов всех уровней.

За 2012 год финансирование убытков предприятия составило 6 миллионов 112 тыс.руб.

Казалось бы, в этой ситуации администрация района должна была потребовать от руководства автоколонны разработать план финансового оздоровления предприятия.

Далее этот «План» рассмотреть на предмет его реальности и поставить реализацию этого «Плана» под систематический контроль.

Можно предположить и другой вариант на тот случай, если руководство автоколонны не способно самостоятельно разработать План финансового оздоровления предприятия.

Этот другой вариант заключается в том, чтобы привлечь консалтинговую кампанию, которая бы проанализировала рынок пассажирских перевозок в Уржумском районе и на основе этого анализа определила место и роль МУП «Уржумское ПАТП» в организации пассажирских перевозок в районе.

Так или иначе, но убыточное муниципальное предприятие - это серьезный сигнал о низком профессиональном уровне администрации района.

Аналогичная ситуация сложилась в 2012 году в МУП «Теплосервис».

Здесь разница между кредиторской задолженностью и источниками погашения составляла 4 миллиона рублей 734 тыс.руб.

Еще один пример МУХКП ЖКХ «Водолей». Основная деятельность муниципального предприятия - водоснабжение Русско-Турекского сельского поселения.

Вряд ли надо говорить, что предприятие убыточно.

У нас как-то так складывается - как муниципальное предприятие, так оно убыточно.

Но «Водолей» особый случай.

Здесь на момент проверки не только отсутствовало стратегическое планирование развитие предприятия, но и отсутствовала оценка финансово-хозяйственной деятельности предприятия со стороны собственника администрации Русско-Турекского сельского поселения.

О чем это говорит?

Это говорит о низкой профессиональной культуре и руководства «Водолея» и руководства муниципального образования.

И здесь я хочу сказать о главной проблеме без решения которой не мыслимо говорить в целом о высокой профессиональной культуре муниципального управления в нашем районе - это кадры.

И не просто кадры, а высоквалифицированные кадры. То есть такие специалисты, которые владеют современными технологиями управления.

А этого невозможно добиться, если не организовать постоянно действующую систему повышения квалификации муниципальных служащих.

Но я коснусь лишь части этой системы - это аттестация и переаттестация.

Во-первых, аттестационные комиссии должны состоять из профильных специалистов. Просто неудобно за те комиссии, которые решают судьбу специалиста экономического блока, но при этом сами к экономике не имеют никакого отношения.

Во-вторых, работа профессиональной аттестационной комиссии - это и ответственность, и труд, а труд должен оплачиваться: мы экономим на бесплатном труде тысячи рублей, а теряем от непрофессионального управления миллионы.

В третьих. Переаттестация.

Необходимость переаттестации должна возникать каждый раз, как контрольный орган, будь то внешний аудит или внутренний зафиксировал нарушение совершенное муниципальным служащим, которое привело к неэффективному или нецелевому использованию бюджетных средств или муниципального имущества.

Приведу пример из моего отчета: раздел - «Аудит законности и результативности использования земельных участков…»

Администрацией района при расчете арендной платы за 2012 год по двум договорам с ОАО «Уржумский СВЗ» применено неправильное значение базовой ставки арендной платы, что привело к занижению суммы арендной платы за 2012 год на 110,3 тыс.руб.

Еще пример из отчета: «при проведении проверки земельного контроля городской администрацией в 2012 году выявлено, что не начисляется арендная плата за землю по договору с ООО «Кедр» с 2011 года с годовой арендной платой более 100 тыс.руб. в год. И даже после выявления данного факта арендная плата администрацией района не была начислена. В итоге бюджет района в 2012 году не получил 114,981 тыс.руб. и задолженность по данному договору на момент нашей проверки также не учитывалась».

Здесь, как представляется, три возможные причины этих нарушений. Первая - это несоответствие занимаемой должности работника, вторая - личная заинтересованность работника в этом нарушении и третья причина - это указание непосредственного начальника.

Что касается законности и результативности использования земельных участков в целом, то о чем можно говорить, если в нарушение ст. 65 Земельного кодекса РФ не был утвержден представительным органом района и городского поселения порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности. Районом данное нарушение устранено, в городском поселении порядок не принят до настоящего времени.

Какие профилактические меры проведены, чтобы подобных нарушений не случилось впредь - наказан рублем специалист, допустивший это нарушение? Вряд ли. Направлен он на переаттестацию - нет.

Как можно при такой организации муниципального управления ожидать его эффективности.

Рассчитывать на то, что все выявит и выправит КСК - вряд ли разумно.

Сегодня я отчитываюсь о деятельности КСК за 2013 год. При этом в 2013 году мы проверяли 2012 год.

Спрашивается, каким образом в 2013 году, а тем более в марте 2014 года депутаты могут повлиять на повышение эффективности муниципального управления в 2012 году?

Поэтому нужно создавать такие управленческие системы, которые бы автоматически и эффективно реагировали на допущенные нарушения. В данном случае речь идет об эффективной системе наказаний за допущенные нарушения.

Пока такой системы не будет - нарушений, как и ныне, будет вал, а КСК Уржумского района и впредь будет в числе лидеров в рейтинге контрольных органов муниципальных образований области.

От иных нарушений, которые выявляет КСК плакать хочется.

Так на момент проведения инвентаризации в Администрации района ответственность за имущество на 557 миллионов была закреплена за гражданами, которые давно уже уволились.

В муниципальном учреждении «Уржумская районная Дума» за бывшими сотрудниками была закреплена ответственность на сумму 553 тысячи рублей.

Серьезную озабоченность у КСК вызывает планирование социально-экономического развития района.

С моей точки зрения это планирование не столько направлено на создание высокоэффективной экономики, сколько на консервирование того уровня экономического развития, которое мы имеем сегодня.

По факту получается, что мы консервируем даже не сегодняшний день, а вчерашний.

Что касается сельского хозяйства, то про «вчерашний день» этой отрасли совсем недавно говорил с этой же трибуны Николай Петрович Киселев - председатель депутатской комиссии областного законодательного собрания.

Если говорить о лесопромышленном комплексе, то его структура - это верхний склад, который организуется на лесосеке и нижний склад, который организуется для приема, хранения и первичной обработки древесины, а также отгрузки готовой продукции потребителям.

Спрашивается, может ли такой с позволения сказать лесопромышленный комплекс давать тот уровень добавленной стоимости, в котором нуждается развитие социальной сферы и экономики района.

Аналогичная картина в развитии малого бизнеса, который развивался в основном в первичных его формах.

Одной из таких форм является мелкорозничная торговля.

Но сегодня этому направлению развития противостоят федеральные торговые сети.

Пришли они к нам ни в раз и угрозы и преимущества для экономики района были известны заранее, а ответ на этот вызов развитию малого предпринимательства даже не сформулирован.

Отсутствие агрессивного и амбициозного планирования социально-экономического развития района по умолчанию форматирует иждивенческую философию муниципального управления.

О чем идет речь?

Речь идет о том, что тот инвестиционный потенциал, который мы ежегодно получаем за счет областного бюджета идет не на стратегическое развитие экономики района, а на проедание.

Что бы хотела сказать в заключение.

Контрольно-счетная комиссия Уржумского района с теми задачами которые стоят перед ней - справляется, а вы, уважаемые депутаты, имеете достаточную информационную и аналитическую базу для исполнения своих обязанностей..

В то же время допускаю, что какой-то информации и аналитики вам не хватает.

Поэтому, если таки претензии есть, то прощу их озвучить. 



© 2011 - 2020 Органы местного самоуправления Уржумского района и входящих в него поселений